Скачать
всю "Хронику" Генриха Латвийского в
*.doc-формате.
Двадцать
седьмой год
епископства
Альберта
-
Успокоение
Ливонии. [1225
год]
-
Папский легат
в Ливонни.
-
Объезд
Ливонии
и Эстонии
легатом.
-
Судебная
деятельность
легата.
-
Переговоры
с русскими,
с
Вестгардом
и эстами.
-
Объезд
легатом
областей по
Двине.
-
Легат
берёт под
власть папы
спорные
земли.
-
Путешествие
легата в
Гервен,
Виронию и
Ревель. [1226
год]
-
Собор
в Риге.
-
Первоначальное
заключение
хроники.
[1225 год] Двадцать седьмая пошла годовщина епископа Риги,
И страна наконец затихла в мирном покое.
После того как взят был крепкий замок
Дорпат (Тагbatense), а все эсты и русские вместе с королем перебиты,
страх перед рижанами и тевтонами охватил все соседние
области и все окружающие народы.И отправили все они
послов с дарами в Ригу - и русские, и эсты поморские,
и эзельцы, и семигаллы, и куры и даже литовцы, прося
мира и союза из страха, как бы и с ними не поступили
так же, как в Дорпате (Тагbatensibus). И приняли
рижане их предложения и дали мир всем, кто просил, и
стало тихо в стране пред лицом их.
И вышли эсты из замков вновь строить свои сожженные
деревни и церкви.Точно также и ливы и лэтты появились
из лесных убежищ, где уже много лет скрьпвались во время
войн; и вернулся каждый в свою деревню, к своему полю,
стали пахать и сеять в полной безопасности, которой не видали уже сорок лет, так как литовцы и другие племена,
ни до начала проповеди слова божьего в Ливонии, ни
после крещения жителей, никогда не оставляли их в покое
и безопасности.(269) Теперь же все наслаждались спокойствием, трудясь на поле или занимаясь другими работами,
и никто не пугал их. Глубже познав веру
христианскую, они уверовали в Иисуса Христа, сына
божьего, который, после печальных войн и гибели многих, после мора и множества бедствий, в конце концов сжалился над своим оставшимся народом, даровав ему
мир и безопасность. И
успокоился народ за господон,
благословляя благословенного во веки.
В том же году достопочтенный епископ рижский послал
священника своего
Мавриция к римскому двору просить
легата апостольского престола для Ливонии. И согласился.
на просьбу его верховный первосвященник и послал достопочтенного епископа моденского, канцлера своего двора, в Ливонию с тем же священником, и прибыл он с приближенными своими, с пилигримами и всей своей свитой на
Двину.(270)
И вышли навстречу ему рижане, радостно приняли его
и проводили в город. Радовался и он, славя Иисуса Христа,
ибо виноградник божий, с такой славой насажденный,
церковь, орошенную кровью множества верных, он нашел
столь могущественной и настолько обширной, что ветви ее простирались на десять дней пути вплоть до Ревеля, а по
другой дороге на Псков или по Двине вплоть до Герцикэ
еще на такое же расстояние, причем в ней было уже пять
отдельных епископий
(271) со своими епископами. И тотчас
отправил он послов ко двору римскому, описывая верховному первосвященнику истинное положение дел.
Сам же он, заботясь о вновь обращенных, ливах и других, живших в городе, часто созывал мужчин и женщин,
усердно учил их слову божию и с радостью давал много
индульгенций. Потом, желая видеть и других ливов и литовцев и эстов, отправился в Торейду, а вместе с ним достопочтенный ркжский епископ,
Иоанн, настоятель церкви
св. Марии, и множество других мудрых и рассудительных
людей. Прибыв прежде всего в Куббезелэ, он отслужил там
торжественную мессу для ливов и проповедовал слово спасения, чтобы укрепить их в вере католической. То же он
выполнил потом в
Витизелэ
(272) и Леттэгорэ, а за ними
в Метсеполэ, в Идумее и Лэттии; везде он сеял семя евангельское, учил
приносить плоды добрые и прилежно разъяснял христианское учение. Оттуда он
двинулся в Унгавнию, нашел там церковь верных, как
тевтонов, так и эстов и прочно отстроенный замок
Оденпэ,
заселенный уже новыми жителями; и благословил господа
за то, что и в Эстонии он встретал общину верующих. Эстов наставляя, а тевтонов укрепляя в вере христовой,
он убеждал их жить по дружески, не причиняя зла друг
другу; просил тевтонов не налагать на плечи новокрещенных невыносимого бремени, но лишь бремя господа, легкое и приятное, и постоянно учить их таинствам веры.И благословив их, отправился он в Саккалу и там в первом
встреченном им приходе у озера Ворцегервэ, благостно
поучая вновь обращенных эстов, убеждал их никогда не
отступать от веры господа нашего Иисуса Христа. Оттуда
он пошел в замок Вилиендэ, принадлежащий братьям-рыцарям, который и они к тому времени весьма сильно
укрепили. С радостью вьпыли они навстречу апостольскому
легату, устроили ему прием в замке и рассказали обо всех бедствиях, испытанных ими там от эстов ради веры христианской. И созвал он эстов, мужчин и женщин, по их
церквам, отправился туда и, обратившись к ним со словами увевдания, убеждал их не совершать. впредь таких
злых дел и не оскорблять таинств веры. Точно также и
братьям - рыцарям благочестиво преподал он правила святого учения, наставляя не быть слишком требовательными
к подданным их, неразумным эстам, ни в сборе десятины, ни
в каких-либо других делах, чтобы тем самым не внушать
им желания снова вернуться к язычеству. Прибыли также
к нему туда послы
датчан из Ревеля, выразили радость по
поводу его приезда и рассказали. ему о своих бедствиях
и воинах. Точно также явились к нему и послы эстов
с Поморья, всегда воевавших с датчанами, отдавая под
его власть свои земли и области, как они всегда предлагали
и рижанам, лишь бы получить защиту от датчан и
эзельцев. И принял он их.
После того он возвратился в землю лэттов. В
Трикатую к нему собрались лэтты со всей области, именуемой Толова,
и он с радостью проповедовал ин слово божье и ревностно
излагал все таинства веры.(273) Отправившись оттуда в Венден, он с благоговением был принят братьями-рыцарями
и другими, жившими там тевтонами, и нашел там величайшее множество вендов и лэттов. Поэтому, когда наступило
утро, он с радостью стал проповедовать всем собравшимся
лэттам радостное учение господа Иисуса Христа и, не раз
упоминая о страданиях господа Иисуса, внушал своим слушателям завет радости, одобрил их твердость в вере, то,
что они добровольно, без всякого военного принуждения
с самого начала, приняли веру христианскую и впоследствии никогда не оскорбляли таинства крещения, как
ливы и эсты; хвалил смирение и терпение, с каким лэтты радостно несли имя господа нашего Иисуса Христа к эстам
и другим языческим народам и погибали во множестве убитыми за веру христианскую, переселяясь, как мы веруем,
в мир мучеников.
И вендов не лишил он своих поучительных наставлений,
а господам их, братьям-рыцарям, внимательно внушал по
христиански обращаться с подданными, налагая на них
лишь легкое бремя.
После того, преподав и в Зигевальдэ такие же благочестивые поучения, он ревностно убеждал ливов не забывать впредь таинства крещения и не возвравдаться к язычеству.
Братьев-рыцарей и прочих тевтонов он постоянно
и здесь и в других областях старался убедить, чтобы они,
уча вере христианской ливов, лэттов и других новообравденных, налагали на плечи, их благое иго Иисуса Христа
и щадили их, как при сборе десятины, так и в других делах,
дабы от чрезмерных тягот они не вернулись к неверию.(274)
И закончив это все, он возвратился в Ригу.
[4
августа 1225
года]И пришли туда к нему тевтоны, ливы и лэтты
просить
суда по разным делам. И отвечал он каждому соответственно делу и жалобе его и вынес решения, по многим
делам и тяжбам.
Когда русские в Новгороде и других городах также
услышали; что в Риге находится легат апостольского престола, они отправили к нему своих послов, прося утвердить мир, уже давно заключенный с тевтонами. Выслушав
эти просьбы и укрепив доверие людей своими речами, он всех в радости отпустил по домам.(275) Явился также вызванный к нему князь семигаллов
Вестгард, но несмотря на
много споров и длинные речи с призывом к вере в Иисуса
Христа, он в упорстве неверия не желал понять слов
спасения, все еще не принял крещения, но обещал сделать
это в дальнейшем и взял с собой в Семигаллию проповедника господина легата. Приходили, таким образом, люди
изо всех окрестных стран, чтобы видеть легата римского
двора. В том числе были
Всеволод (Wissewaldus), король Герцикэ (Gerceke), граф
Бурхард,
(276) датские
епископы
из Ревеля, а также
эзельцы и поморские эсты; эти последние, отдавшись под его защиту, обещали принять священников и обязанности христиан, лишь бы он избавил их от
нападений датчан. Он обещал им полное избавление и отправил послов к датчанам и эзельцам, предлагая прекратить
войну, принять от него мир и подчиниться его предписаниям.
Желая видеть еще и других новообращенных, он посетил ливов в
Гольме, отслужил там торжественную
мессу и, посеяв семя святого учения, отправился в Икесколу. Там,
помянув первых святых епископов, он и этих ливов укрепил в служении богу. Затем в Леневардене и
Аскратэ
также старался отвратить ливов от идолопоклонства и со
вниманием учил их почитанию единого бога. Наконец
и в Кукенойсе преподал правила святого учения живущим
там тевтонам, русским, лэттам и селам, а тевтонов все убеждал не обижать подданных чрезмерными тяготами
и недолжными поборами, прилежно учить их вере христовой, вводить христианские обычаи, уничтожая обряды
язычников, воспитывать людей и добрым примером и словом.
Когда легат апостольского престола уже в осеннее время
вновь возвратился в Ригу, тевтоны, бывшие в
Оденпэ, по
призыву старейшин виронских, поднялись со всеми своими
людьми, пришли в Виронию и заняли там замки, изгнав
датчан. Они говорили, что эта земля покорена была вере |