Скачать всю "Хронику" Генриха Латвийского в *.doc-формате. Двадцать шестой год епископства Альберта
[1224 год] Был двадцать шестой год посвящения епископа Альберта, а церковь все еще не знала тишины от войн. Ибо король Вячко (Viesceke) с жителямн Дорпата (Тагbatensibus) тревожил всю область вокруг, а лэтты и ливы, не раз ходившие в небольшом числе на них, не в силах были причинить им вред. Снова собравши после пасхи войско [после 14 апреля 1224 года], братья - рыцари также осадили Дорпат (Darbetam) и бились там пять дней, но не могли, по своей малочисленности, взять замок и, разграбив окружающую местность, с добычей вернулись в Ливонию.
Между тем возвратилея из Тевтонии достопочтенный
епископ Альберт со многими пилигримами и со всеи своей
свитой. Вместе с ним прибыл брат его, не менее достопочтенный епископ
Германн, давно уже избранный и посвященный в епископы
Эстонии, но много лет не допускавшийся
королем датским к своему епископату. После того
однако, как король датский был уведен тевтонами в плен
в Саксонию, (262) вышеназванный епископ рижский с тем же
братом своим отправился к королю просить его решения
и согласия. И разрешил король, чтобы Германн ехал в Ливонию, а из Ливонии к своему епископату в Эстонию.
И отправили епископы послов к королю в Дорпат (Daгbetam), прося отступиться от тех мятежников, что были
в замке, так как они оскорбили таинство крещения; бросив
веру христову, вернулись к язычеству; братьев
- рыцарей, собратьев и господ своих, одних перебили, других взяли
в плен и таким образом вовсе извели в своих пределах,
а все соседние области, перешедшие в веру христову, ежедневно грабили и опустошали. И не захотел король отступиться от них, так как, давши ему этот замок с прилегающими землями в вечное владение, новгородцы и русские короли обещали избавить его от нападений тевтонов.И собрались в тот замок к королю все злодеи из соседних
областей и Саккалы, изменники, братоубийцы, убийцы
братьев-рыцарей и купцов, зачинщики злых замыслов против церкви ливонской. Главой и господином их был тот же король, так как и сам он давно был корнем всякого зла
в Ливонии: нарушив мир истинного миротворца и всех
христиан, он коварно перебил преданных ему людей,
посланных рижанами ему на помощь против литовских
нападений, и разграбил все их имущество. Эстонская церковь подвергалась тогда многим тягостям войны и подобна была женщине родящей, терпящей печаль и боль, пока не родит, роды же ее подстерегает дракон, то есть тот бегемот, что, поглощая реку, все еще надеется принять Иордан в пасть свою. Вышеназванная церковь, еще маленькая и слабая, никак не могла бы выйти из таких военных трудностей без помощи церкви ливонской, которая была ее истинной и первой по трудам завоевания матерью, родившей ее крещением возрождения для веры христовой, хотя многие матери ложно присваивали и обманно влекли к себе эту дочь, и одна из них - это русская мать, всегда бесплодная и бездетная, стремящаяся покорять страны не для возрождения к вере христовой, а ради податей и добычи. Итак, чтобы ливонская церковь могла избавить от бед дочь свою, церковь эстонскую, рожденную ею во Христе, достопочтенный епископ рижский созвал братьев-рыцарей, а также церковных людей с пилигримами, купцами, горожанами Риги, со всеми ливами и лэттами и назначил поход для всех, принадлежащих к ливонской церкви. В полном повиновении все собрались с войском у озера Растигервэ, пригласив с собой вышеназвэнного достопочтенного епископа рижского с братом его, не менее достопочтенным епископом Германном, со всеми церковными людьми и рыцарями. Совершив там дело молитвы и совещания, отправили вперед лучших и сильнейших в войске, чтобы они, пройдя Унгавнию в течение дня и ночи, на следующее утро могли осадить замок Дорпат (Darbatense). Те, снова разделив свои силы, одних отрядили для нападения на замок, других направили в Виронию для разорения все еще непокорных жителей. После трехдневного похода они в изобилии привели овец, быков и прочее, что войску пригодилось. Епископы же с пилигримами и всей массой войска шли сзади и в день успения пресвятой девы [15 августа 1224 года] достигли замка.В этот же день в прошедшем году взят был замок Вилиендэ.
Итак, поля покрылись шатрами, началась осада замка.Стали строить малые осадные машины и патерэллы, наготовили множество военных орудий, подняли крепкую осадную башню из бревен, которую восемь дней искусно строили
из крупных и высоких деревьев в уровень с замком, затем надвинули поверх рва, а внизу тотчас начали вести подкоп.Для рытья земли днем и ночью отрядили половину войска,
так чтоиы одни рыли, а другие выносили осыпающуюся
землю. Поэтому с наступлением утра значительная часть
подкопанного обрушилась с вала, и вскоре можно было
продвинуть осадную башню ближе к замку. Между тем
к королю посылали для переговоров знатных людей, священников и рыцарей. Ему предлагали свободный путь для
выхода с его людьми, конями и имуществом, лишь бы он
ушел из замка и оставил этот народ отступников. Но король,
в ожидании помощи от новгородцев, упорно отказывался
покинуть замок. В это время пришли русские разорять
область; слухи об этом распространились по шатрам.
Тотчас явились в полной готовности тевтоны, желавшие
с ними сразиться, и выступили в поле, оставивши других
осаждать замок, но так как русских не оказалось, они
снова вернулись к осаде замка. Многих на верху вала
ранили стрелами из балист, других перебили камнями
метательных орудий, бросали в замок из патерэллов железо
с огнем и огненные горшки. Одни готовили орудия, называемые ежом и свиньей, другие складывали костры из бревен, третьи подкладывали огонь, наводя всем этим великий страх на осажденных. И бились так много дней. Точно
также и бывшие в замке построили свои машины и патерэллы против христианских орудий, а против стрел христиан направили своих лучников и балистариев. Подкоп
велся день и ночь без отдыха, и башня все больее приближалась к замку. Не было отдыха усталым. Днем бились,
ночью устраивали игры с криками: ливы и лэтты кричали,
ударяя мечами о щиты; тевтоны били в литавры, играли на дудках и других музыкальных инструментах; русские
играли на своих инструментах и кричали; все ночи проходили без сна. И собрались вновь все христиане, ища совета
у бога. Были среди них вождь
Фридрих и вождь
Фредегельм, и судья пнлигримов, человек знатный и богатый,
который говорил: "Надо взять этот замок приступом,
с бою и отомстить злодеям на страх другим. Ведь во всех
замках, доныне взятых ливонским войском, осажденные
всегда получали жизнь и свободу: оттого другие и вовсе
перестали бояться. Так теперь, мы всякого, кто из наших
первый взберется на вал и вступит в замок, превознесем великими почестями, дадим ему лучших коней и лучшего пленника из взятых в замке, за исключением короля,
которого вознесем надо всеми, повесив на самом высоком
дереве". Эта мысль всем понравилась, люди стали приносить обеты господу и пресвятой деве, и тотчас по наступлении утра, после торжественной мессы, началась битва.Стали подносить бревна, но весь труд был напрасен, так как не пришло еще время возмездию божьему. В девятом
часу эсты в замке зажгли большие огни, открыли широкое
отверстие в вале и стали через него скатывать вниз колеса,
полные огня, направляя их на башню и подбрасывая сверху
кучи дров. Но сильные христианские воины в доспехах разбросали огонь, разломали колеса, сбили силу пламени
и защитили свою башню. Между тем другие нанесли
дров и подожгли мост, а русские все сбежались к воротам
для отпора.
Епископ
Германн отбыл со своими в Унгавнию, начал
строить замок
Оденпэ и поставил там знатных людей
и достойных рыцарей, а именно зятя своего
Энгельберта из
Тизбнгузена,
Теодериха, брата своего,
Гельмольда из Люнебурга, человека знатного и благоразумного, и
Иоанна из
Долэн.(267) Каждому из них он дал в феод по области, то есть
по одной килегунде, а на жительство в замке принял множество других тевтонов, чтобы они зашищали от неприятелей страну и замок, а подданных своих
эстов учили вере
христианской. Эстам же, все еще не утратившим вероломства, не разрешили жить с ними в замке. Епископ пригласил с собой в Унгавнию и священников, дал им церкви
в бенефиций и вдоволь одарил хлебом и землей. Эстам он,
после должного поучения, предложил платить установленную богом десятину, и они согласились и стали платить ее
с тех пор каждыи год. Затем он распорядйлся, чтобы и священникам и вассалам его давалось все необходимое и правильно платилось, что
обещано. Брата своего
Ротмара он поставил настоятелем, назначив местом обители Дорпат (Dагbete) и приписав к ней двадцать четыре деревни, а также достаточное количество доходов и земли. Поего распоряжению там должны были быть каноники по орденскому уставу,
там же он решил иметь и свою кафедральную церковь. |