Скачать всю "Хронику" Генриха Латвийского в *.doc-формате. Двадцать восьмой год епископства Альберта
[1226 год] Двадцать восьмой наступил епископа год, и тогда-то Легат апостольского престола, оставив Ливонию, долго стоял с кораблями у моря, дожидаясь милости ветра.(290)И вдруг увидел он эзельцев, возвращающихся из Швеции с добычей и множеством пленных. Эзельцы всегда причиняли пленным женщинам и девушкам много горя, подлостей и надругательства; брали их в жены себе, каждый по две, по три и больше, позволяя себе недозволенное, ибо не может быть союза у Христа с Велиалом и доброй связи у язычника с христианкой; часто они даже продавали пленниц курам и другим язычникам. Когда господин легат узнал обо всех злодействах, совершенных ими в Швеции: о сожжении церквей, избиении священников, надругательстве над таинствами и тому подобных бедствиях страны, он горевал о пленных и молился господу о возмездии злодеям.Прибыв в Готландию, он сеял там слово божье, предлагая всем христианам принять знак святого креста во отпущение грехов, чтобы отомстить криводушным эзельцам.Тевтоны послушно приняли крест, готы отказались, а датчане не усльщали слова божьего. Одни тевтонские купцы, стремясь купить небесные блага, приобрели коней, вооружились и явились в Ригу. Радовались рижане, встречая нх; радовались крещеные ливы, лэтты и эсты, собираясь нести имя христово к некрещеным эзельцам. В тот год магистр
Иоанн, сотоварищ господина легата,
управлял по его поручению землями, о которых был спор
между тевтонами и датчанами, то есть Виронией, Гервеном
и Роталией. Тевтоны бросились было на вал, надеясь взобраться в замок, но были отбиты и пострадали от камней и копий; пришлось сражаться не только открьггой силой, но и искусством. Построили осадные машины, против патерэллов врага поставили свои и стали метать в замок камни, соорудили свинью, а под ней вели подкоп, пока не дошли до середины вала. Тогда, отодвинув свинью, поставили на ее место крепкую башню из бревен, на нее взошли тяжеловооруженные с балистариями и начали обстреливать эзельцев и укрепления копьями и стрелами. Те из замка метали копья и камни в осаждающих. На шестой день осады [3
февраля 1227
года], на утро после праздника сретения, (чтобы самый день сретения не встречать кровопролитием и убийством), едва рассвело, разгорелся бой. Зацепляя загнутым железом или железными крючьями, стали
по одному выламывать из укрепления крупнейшие бревна,
которыми оно держалось, так что некоторая часть укрепления обрушилась наземь. Обрадовалось войско христианское, стало кричать и молиться богу.
Кричали и осажденные, обращаясь к своему
Тарапите. Одни призывали священный лес, другие Иисуса, во имя и во славу его храбро
пошли на приступ и достигли верхушки вала, встречая
и с другои стороны сильнейший отпор. Первый взошедший на вал был сбит множеством камней и копий; так как
однако сам бог хранил его невредимым среди стольких
яростных врагов, он снова поднялся наверх, но опять был
сброшен толпой врагов; всходил еще, и не одцн раз, и
сколько ни пытался взобраться вьгше, всякий раз враги
его прогоняли. Наконец этот тевтон, длинным мечом своим отразив враждебные, копья,
(294) с помощью, наверное, ангела божьего, добрался
до верха укрепления и оказался над головами врагов.Тут, чтобы не пострадать от вражеских копий, он
подложил себе под ноги щит и, стоя поверх
щита, один сражался с врагами,
(294) пока
бог не послал второго и третьего. Третий, к несчастью, был сброшен и свалился вниз, но двое тем
не менее продолжали обороняться против массы врагов.
Пятеро эзельцев, тоже взобравшись наверх укрепления,
стали сзади бросать в них копья, но первый был ранен
копьем, а затем его меч тевтона сразил, вниз
он упал без сил,
(294) прочие же обратились в бегство. Нет пощады теперь язычникам с
Эзеля больше, Ливы и лэтты, обойдя кругом весь замок, никому из
них не дали убежать. Победив врагов, радовались победители и пели хвалы богу, который всегда защищал
Давида
от филистимлян, а ныне спас своих, даровав победу над врагами. Взявши город, захватили добычу, имущество,
дорогие вещи, угнали коней и скот, а что остадось, сожгли.Замок эзельцев пожрал огонь, а христиане с радостью
захватили добычу. Отданы были в заложники сыновья знатньгх людей; первый из них, с радостью и большим благоговением принял наставление от достопочтенного епископа рижского, а затем был им омыт в источнике святого крещения.Других крестили другие священники, а потом их с радостью повели и в город проповедать Христа и низвергнуть Тарапиту, бывшего у эзельцев богом. Они освятили источник посреди замка и, наполнив бочку, крестили сначала старейших и лучших, а за ними и других мужчин, женщин и детей. И сделалась большая давка: мужчины, женщины и дети кричали: "Скорее меня окрести!" И было так с утра до вечера, так что и священники, которых было то пять, то шесть, обессилели от трудов крещения. Крестя с великим благоговением многие тысячи народу и видя, что люди с большой радостью спешат принять таинство крещения, священники радовались и сами, надеясь, что этот труд зачтется им в отпущение грехов. Чего не могли закончить в тот день, закончили на следующий и на третий день. Когда совершено было таинство в городе Вальдии, явились послы из всех городов и областей Эзеля, прося мира и добиваясь таинства крещения. Радовалось войско и, взяв заложников, дало им мир с братской любовью. Сказано было, чтобы эзельцы вернули свободу пленным шведам. Те повиновались и обещали вернуть. Повели с собой священников в свои замки проповедовать Христа, низвергнуть Тарапиту с прочими языческими богами и крестить народ. И крестили священники по всем замкам Эзеля весь народ обоего пола с великой радостью, и плакали от радости, что водою возрождения столько тысяч людей родили для господа, как детей духовных, как возлюбленную невесту богу из язычества.
С вами всегда идет победа и слава триумфа!
|