Скачать
всю "Хронику" Генриха Латвийского в
*.doc-формате.
Восемнадцатый
год
епископства
Альберта
-
Десятый
приезд
епископа
Альберта в
Ливонию. [1216
год]
-
Поход
на Гариэн.
-
Поход
на Унгавнию
князя
Владимира
псковского.
-
Раздел
Эстонии
ливонцами.
-
Занятие
рыцарями
Оденпэ.
-
Русские
в Толове.
-
Унгавнийцы
и тевтоны в
Новгородской
области. [6
января 1217
года]
-
Поход
рижан на
Гервен и
Виронию.
-
Новгородцы
и псковичи с
эстами
осаждают
Оденпэ.
-
Бесплодные
усилия
рижан. Сдача
Оденпэ.
-
Разорение
саккальцами
земли
лэттов.
[1216 год] Был восемнадцатый год от посвящения епископа. Возвращаясь от римского двора, он был ласково принят в
Гагеновэ королем
Фридрихом,
(168) и прибыл в Ливонию с
Теодерихом,
епископом эстонским, прочими верными, рыцарями
и пилигримами. В Динамюндэ он нашел своих людей, стерегущих гавань, и они сообщили ему о своих походах
в Эстонию, о смерти короля и о том, как были они утешены
во всех своих бедствиях. И была радость в церкви и о прибытии епископа и об избавлении от русских и других
язычников.
После этого собрались епископы вместе с братьями-рыцарями, чтобы произвести некий раздел Эстонии, но
так как он оказался непрочен, я не считаю нужным писать
о нем подробнее.(169) Лучше я скажу о том, как вновь собрались рижане с ливами и лэттами, магистр
Волквин со
своими братьями и пилигримами, а также Теодерих с людьми
епископа и пошли с войском, но мирно, в уже крещенную
Саккалу. Созвав к себе старейшин этой провинции, по их
совету пошли, пользуясь ими, как проводниками, к другим
эстам.
В день успения пресвятой девы
[15 августа 1216
года] вступили в область Гарионскую, находяодуюся в середине Эстонии, куда все
окружающие племена ежегодно по обычаю сходились на
собрание в Райгелэ. Придя туда, мы разделили свое войско
по всем дорогам, деревням и областям той земли и стали
все сжигать и опустошать; мужского пола всех убивали,
женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней.
Наконец все сошлись у большой деревни Лонэ, лежащей
над ручьем в середине страны, отдыхали там три дня, опустошили всю местность кругом и доходили до ревельских
деревень.(170) На четвертый день, устроив засаду под деревней, девять человек попали в плен и некоторые были
убиты. И возвратилось войско с большой добычей, ведя
с собой бесчисленное множество быков и овец. Эсты большим
малева (войском) шли следом, чтобы напасть
с тылу, но пал в иную сторону жребий их богов, и рижане с радостью возвратились в Ливонию и дружелюбно
разделили межцу собой все, что добыли.
После того русские из Пскова разгневались на жителей
Унгавнии за то, что те, пренебрегши их крещением, приняли
латинское, и, угрожая войной, потребовали у них оброка
и податей. Жители Унгавнии стали просить у ливонского
епископа и братьев-рыцарей совета и помощи в этом деле.Те не отказали им, обещали вместе жить и вместе умереть,
подтвердивши, что Унгавния, как до крещени всегда была
независима от русских, так и ныне остается независимой.
После смерти великого короля
Владимира полоцкого,
появился новый противник ливонской церкви,
Владимир.
Он поднялся с большим войском псковичей (Ruthenorum
de Plescekowe), пришел в Унгавнию, стал нагоре
Оденпэ
(171) и разослал свое войско по всем окрестным деревням и областям. И стали они жечь и грабить весь край, перебили
много мужчин, а женщин и детей увели в плен. А был там
купец из тевтонов, некто
Исфрид: потеряв все, что имел,
он бежал в Ригу и принес туда
известие.
Тогда собрались старейшины рижан вместе с епископами
и братьями - рыцарями и, приняв в соображение неминуемую
войну с русскими произвели некий раздел всех покоренных и крещеных ливонской церковью областей
Эстонии:
церкви ливонской и рижскому епископу определили третью
часть всех доходов и податей, идущих из Эстонии, чтобы,
участвуя в трудах и войнах, имели они и долю в возмещении; вторую часть дали
эстонскому епископу, а третью -
братьям-рыцарям за их труды и издержки.(172)
И пришли снова жители Унгавнии к епископам просить
помощи против русских, и послали епископы своих людей
с братьями-рьшарями в Унгавнию. Они же собрали всех
эстов из тех областей, вместе с ними стали строиться на
горе Одемпэ и поселились там, весьма сильно укрепив замок и против русских и против других народов, до тех пор
еще не крещенных.
Пришли также русские, по обычаю, в землю лэттов
Толовы собирать свой оброк и, собрав его, сожгли
замок Беверин. И увидел
Бертольд, магистр венденских
рыцарей, что русские готовятся к войне, потому что
жгут замки лэттов, послал людей, захватил их и бросил
в тюрьму. Когда, однако, пришли послы от короля новгородского,
(173) он освободил пленных и с почетом отпустил в Руссию.
Жители Унгавнии, чтобы отомстить русским, поднялись вместе с епископскими людьми и братьями
- рыцарями, пошли в Руссию к Новгороду (Nogardiam) и явились туда
неожиданно, опередив все известия,
к празднику крещения [6
января 1217 года], когда русские
обычно больше всего заняты пирами и попойками. Разослав свое войско
по всем деревням и дорогам, они перебили много народа,
множество женщин увели в плен, угнали массу коней
и скота, захватили много добычи и, отомстив огнем и
мечом за свои обиды, радостно со всей добычей вернулись
в Одемпэ.(174)
После праздника крещения рижане послали ко всем
ливам и лэттам, собрали большое войско и пошли в Саккалу.Старейшин этой области взяли в проводники и, когда подошли жители Унгавнии со своими тевтонами, двииулись
в Гервен, разослали войско по всем деревням и областям
страны и нанесли ей великий удар. Шесть дней они оставались в деревне Каретэн, сжигая и опустошая все вокруг,
а сильнейшие из конных двинулись в Виронию и точно
также разграбили ту землю, перебили мужчин, женщин же
и детей взяли пленными и вернулись в Каретэн с большой
добычей. И пришли к ним туда старейшины области гервенцы, просили о мире и об уходе из их владений. Те им
ответили: "Если вы хотите истинного мира, вы должны
стать детьми истинного миротворца, то есть Христа, чтобы,
приняв его крещение, добиться навеки братства с нами".
Услышав это, гервенцы обрадовались и, чтобы добиться
мира с рижанами, обещали соблюдать их крещение и платить им постоянный оброк. Поэтому мы крестили там
(175) некоторых и, получив в заложники их сьшовей,
вернулись в Ливонию со всей добычей, славя бога за
обращение еще и этого языческого племени.
После того как ливонское войско возвратилось из
Гервена, новгородцы (Nogardneses) тотчас, в великом посту
[Февраль 1217
года] собрали большое русское войско,
(176) с ними же были король псковский (de Plescekowe)
Владимир со своими горожанами, и послали звать по всей
Эстонии, чтобы шли эсты
осаждать тевтонов и унгавнийцев в Одемпэ. И пришли
не только эзельцы и гарионцы, но и жители Саккалы, уже
давно крещенные, надеясь таким образом сбросить с себя
и иго тевтонов и крещение. И вышли они навстречу русским и осадили с ними вместе замок Одемпэ и бились с тевтонами и другими, кто был там, семнадцать дней, но не
могли нанести вреда, так как замок был весьма крепок.Стрелки епископа, бывшие в замке, и братья-рыцари многих у русских ранили и убивали из своих балист. Точно
так же и русские кое-кого в замке ранили стрелами из
своих луков.
И прошли русские кругом по областям, захватили многих и перебили, а трупы бросили в воду у подножия горы,
чтобы не черпали оттуда осажденные. Они причиняли
вред, какой могли, разоряя и выжигая всю область кругом, но всякий раз, как они, по своему обычаю, пытались
взобраться всей массой на укрепления горы, тевтоны и эсты
храбро отбивали их нападение. Поэтому там они имели
большие потери убитыми.
Когда епископы и братья-рыцари
услышали об осаде, они послали на помощь своим около
трех тысяч человек. С ними пошли магистр рыцарства Волквин, Бертольд венденский и
Теодерих, брат епископа,
вместе с ливами, лэттами и некоторыми пилигримами.
Дошли они до озера Растегервэ
(177) и встретили тут мальчика, шедшего из замка; взяли его в проводники, с наступлением утра подошли к замку и, оставив справа эзельцев, двинулись на русских и бились с ними. Увидев однако,
что войско у врагов большое и сильное, повернули к замку,
ибо русских и эзельцев было до двадцати тысяч. Боясь
такой многочисленности, они вступили в замок, и пали
тут некоторые из братьев-рыцарей, храбрые люди,
Константин, Бертольд
(178) и
Илия, и кое-кто из дружины епископа, прочие же все благополучно вошли в замок. Из-за
множества людей и коней сделался голод в замке, недостаток съестного и сена, и стали кони обьедать хвосты друг
у друга. Так как и в русском войске также был недостаток
во всем, то накоцец на третий день после первого столкновения начались переговоры с тевтонами.
Был заключен мир [около
1 марта 1217 года], но с тем, чтобы тевтоны все покинули замок и
вернулись в Ливонию. И пригласил король Владимир зятя своего Теодериха итти с ним во Псков для
утверждения мира. И поверил тот и сошел к нему, а новгородцы тотчас вырвали Теодериха из рук его и увели
пленником с собой.(179) Тевтоны же, заключив мир, вышли
вместе с ливами и лэттами из замка, прошли через строй
эзельцев и русских и вернулись в Ливонию.
Жители Саккалы в это время ворвались в землю лэтгов, опустошили
их деревни, увели людей с Имеры в плен и возвратились
в Саккалу, забыв обо всех ранее принятых таинствах и с пренебрежением нарушив мир, заключенный некогда
с тевтонами.
|