Скачать
всю "Хронику" Генриха Латвийского в
*.doc-формате.
Двадцать
пятый год
епископства
Альберта
-
Нашествие
эстов на
земли
лэттов и
ливов. [1223 год]
-
Поражение
эстов у
Имеры.
-
Осада
и взятие
ливонцами
Феллина и
замка при
Пале.
-
Поход
русских
через
Эстонию.Разорение
Саккалы. Осада
Линданизэ.
-
Осада
Дорпата
тевтонами. Разорение
Гервена.
-
Князь
Вячко в
Дорпате.
-
Взятие
ливонцами
замка Лонэ и
других. Гервенцы
и виронцы
выражают
покорность.
[1223 год] Был двадцать пятый год епископства,
а церковь все еще не имела покоя от войн.
Когда епископ
Бернгард,
первый епископ семигаллов, возвратился со многими пилигримами нз Тевтонии, жители Саккалы,Унгавнии и соседних
областей собрали большое войско, явились на Имеру, разграбили землю лэттов, многих из лэттов перебили, женщин
увели в плен и, разослав войско по всей области, нанесли ей
тяжелый удар: одни пошли в Трикатую, другие в Розулу,
(255) третьи - в Метсеполэ, четвертые - в Торейду, застали по
всем деревням множество мужчин н женщин, многих из них
перебили, других увели в плен, захватили большую добычу, а все деревни и церкви предали огню. После этого
назначили сбор войска со всем награбленным в Леттегорэ.
Между тем Рамеко с немногими другими лэттами
шел сзади вслед за
эстами до Урелэ и, наткнувшись
случайно на Варемара, главу русских в Вилиендэ,
убил его со многими другими русскими и эстами; захватив оружие и большую добычу, они затем вернулись в Венден.
И пришла в Ригу весть обо всех бедствиях, испытанных
ливами и лэттами, и горько плакали все о своих убитых
братьях и тотчас, без всякого промедления, бросив хлеб,
мешки и одежду, конные и пешие, братья - рыцари с пилигримами, купцами и ливами выступили в Торейду. Послав разведчиков, обнаружили, что враги уже отступили
из Ледегорэ, и гнались за ними днем и ночью, но от крайней
усталости все пешие и множество других воротились
в Ригу. Те же, кто были тверды сердцем в решении отомстить
язычникам и стеною стать за дом господень, не отступили.
В числе их были
Иоанн, настоятель церкви святой
Марии,
священник Даниил,
Волквин, магистр братьев-рыцарей;
они старались и других подкрепить, ободряя и уговаривая
показать себя верными, сильными и храбрыми в бою господнем против отступников.
К ним присоединились братья-рыцари из Зигевальдэ
и Вендена, а также великое множество ливов и лэттов,
и шли они вслед за врагами по дороге близ Койвы, но те
ушли другой дорогой, ведущей к церкви у Имеры; ночью
поставили в церкви своих коней, натворили там других
мерзостей, разграбили и сожгли хлеб, дома и все, что было
у священника, а с наступлением утра двинулись к Имере,
И случилось так, что, когда некоторая часть их войска
уже перешла мост на Имере, вдруг сбоку по другой дороге
появились христиане, ударили в середину врагов и начали бой. Эсты сопротивлялись весьма храбро, но
устрашил их тот, кто некогда заставил
филистимлян в ужасе бежать
перед Давидом; и бились с ними тевтоны, и побежали эсты
перед христианами.И преследовали их тевтоны, рассеивая
и гоня назад по дороге, какою те пришли, и перебили множество из них. Другие нагоняли врагов у моста, убивали их и на этом пути, бились и на мосту. Тут пал раненый
копьем брат-рыцарь
Теодерих, человек храбрый и благочестивый, а прочие, перейдя мост, напали на врагов. Те
однако, бросив всю добычу и коней, а некоторых пленных
убив, пешими бежали в лес. Более шестисот из них было
перебито, другие погибли в лесах, третьи утонули в Койве,
а некоторые с позором вернулись в землю свою, чтобы
передать дома весть о происшедшем. Христиане же - тевтоны, ливы и лэтты, захватив добычу, коней и быков,
поровну разделили между собой, а пленным своим
собратьям, мужчинам и женщинам, вернули свободу, благословляя и славя того, кто не только в этот раз, но и всегда
сражался за них в Ливонии и всегда даровал им славные
победы над отступниками.
После того как эсты, отрекшиеся от веры христовой,
были разбиты при Имере, епископ
Бернгард
(256) послал по
всей Ливонии и Лэттии звать, чтобы люди церкви и братья-рыцари с ливами и лэттами - все явились биться с эстами.
Все послушно повиновались и собрались вместе, в том числе и пилигримы с купцами. Отправившись, кто на корабле по Койве, кто пешком, кто верхом на конях, прибыли к месту молитвы и сговора в количестве восьми тысяч.
Торжественно проведя молитвы и совещания, поспешили
в Эстонию к замку Вилиендэ, который за десять лет до
того был взят тевтонами и подчинен христианской вере, и
вновь уже вторично осадили его
[1
августа 1223
года]; соорудили малые осадные машины и патерэллы; построив крепкую и высокую башню
из бревен, продвинули ее ко рву, чтобы можно было
снизу вести подкоп под замок. Сильно им мешали, однако,
балистарии, бывшие в замке, ибо против христианских
балист у осажденных была масса балист, отнятых у братьев-рыцарей, а против осадных машин христиан они и сами
соорудили машины и патерэллы. И шел бои с обеих сторон
много дней: начата была осада в августе в день памяти
Петра в темнице
[1
августа 1223
года], а в день успения пресвятой девы осажденные обессилев сдались
[15 августа 1223
года]. Дело в том, что стояли сильные
жары, а в замке было множество людей и скота, и стали
они слабеть от голода и жажды; из-за страшного смрада
от трупов убитых начался в замке великий мор, стали люди болеть и умирать и не могли дольше обороняться.Поэтому те, кто еще оставались в живых, сдались со всем
своим достоянйем в руки христиан, тем более, что замок
на их глазах уже вторично был подожжен христианами
и оборонялись они только с крайним трудом.
Вот почему, заключив с христианами мир, они вышли из
замка, вновь приняли на себя иго христианского учения
и обещали никогда впредь отступнически не нарушать
таинства веры, а за сделанное дать удовлетворение. И пощадили их братья-рыцари с тевтонами, хотя они сами сгубили
и жизнь свою и имущество. Что касается русских, бывших в замкс, пришедших на помощь вероотступникам, то
их после взятия замка всех повесили перед замком на страх
друтим русским. Возобновив полностью мир, христиане
отправились в замок, захватили все, что было там, угнали коней и скот и поровну разделили между собой, а людям
позволили вернуться в их деревни. После раздела добычи
выступили к другому замку, что на Пале, и также осадили
его. Люди там однако, боясь взятия замка, болезней,
смертности и таких же бедствий, как в первом, поскорее
сдались в руки христиан, прося лишь о жизни и свободе,
а все добро свое отдали, в руки войска. И даровали им
христиане жизнь и свободу и отпустили их по деревням
взяв всю огромную добычу, коней, овец, быков и все, что
было в замке; восхвалили бога за овладение двумя замками
и за подчинение вновь этого лживого народа, а потом
с большой радостью возвратились в Ливонию.
Между тем старейшины из Саккалы посланы были в Руссию с деньгами и многими дарами попытаться, не удастся ли
призвать королей русских на
помощь против тевтонов и всех
латинян. И послал король суздальский
(Susdalia) своего брата, а с ним много войска в помощь новгородцам; и шли с ним новгородцы и король псковский (Рlescekowe) со своими
горожанами, а было всего в войске около двадцати тысяч
человек.(257)
Пришли они в Унгавнию под
Дорпат (Тагbatam) и прислали им жители Дорпата большие дары, передали в руки
короля (258) братьев-рыцарей, и тевтонов, которых держали
в плену, коней, балисты и многое другое, прося помощи
против латинян. И поставил король в замке своих людей,
чтобы иметь господство в Унгавнии и во всей Эстонии.И ушел в
Оденпэ, где поступил так же; затем направил
свое войско к Ливонии в Пуидизэ, а за ним пошли унгавнийцы, и войско увеличилось. Там его встретили
эзельцы и просили направить войско против ревельских
датчан,
чтобы после победы над датчанами тем легче было вторгнуться в Ливонию, между тем как в Риге, говорили они,
много пилигримов, готовых дать отпор. И послушался их
король, и вернулся с войском другой дорогой в Саккалу
и увидел, что вся область уже покорена тевтонами, два
замка взято, а его русские повешены в Вилиендэ. Он сильно
разгневался и, срывая гнев свой на жителях Саккалы,
поразил область тяжким ударом, решил истребить всех,
кто уцелел от руки тевтонов и от бывшего в стране большого мора; некоторые однако спаслись бегством в леса.
Пройдя со своим большим войском в Гервен, он созвал
к себе гервенцев, виронцев и варбольцев с эзельцами. Со
всеми ими он осадил датский замок
Линданизэ, четыре
недели бился с датчанами, но не мог ни одолеть их, ни взять
их замок, потому что в замке было много балистариев, убивавших немало русских и эстов. Поэтому в конце концов
король суздальский
(258) в смущении возвратился со всем
своим войском в Руссию. А было то большое,
сильное войско и пыталось оно взять датский замок тевтонским
способом, но нехватило сил. Разорив и разграбив всю
область кругом, они вернулись в свою землю.
Между тем братья-рыцари и другие тевтоны с немногими людьми осадили замок Дорпат (Тагbatense) и бились
там пять дней, но не могли по малочисленности взять столь
сильный замок, разграбили окрестную местность и вернулись в Ливонию со всей добычей. И снова затем, собрав войско, братья-рыцари вступили в
Эстонию, нанесли гервенцам тяжелый удар за то, что они постоянно воевали
с датчанами; (259) многих из них перебили и взяли в плен,
захватили много добычи. И пришли к ним гервенцы в Кейтис, обещая вечную верность тевтонам и всем христианам;тогда войско тотчас вышло из их владений и со всей добычей возвратилось в землю свою.
После того новгородцы послали короля
Вячко (Viesceka),
некогда перебившего людей епископа рижского в Кукенойсе, дали ему денег и двести человек с собой, поручив
господство в Дорпате (Darbeta) и других областях, какие
он сумеет подчинить себе. И явился этот король с людьми своими в Дорпат (Darbeta), и приняли его жители замка
с радостью, чтобы стать сильнее в борьбе против тевтонов,
и отдали ему подати с окружающих областей. Против тех,
кто не платил податей, он посылал свое войско, опустошил все непокорные ему области от Вайги до Виронии
и от Виронии вплоть до Гервена и Саккалы, делая хритианам зло, какое мог.
Справив праздник рождества господня, рижане задумали осадить замок Дорпат (Тагbatense). Собрались они
с братьями-рыцарями, пилигримами, ливами и лэттами
у Астигервэ, и было у них большое войско. И вспомнили они о датчанах, давно живущих в бедствии, так как с ними
воевали все окружающие области и племена, и, отменив
поход на Дорпат (Darbetam), отправились со всем войском
в Гариэн и осадили замок Лонэ. Бились они там две недели,
построили машины, патерэллы и крепкую башню из бревен, придвинув ее ближе к замку, чтобы можно было и снизу
подкапывать замок и с верхушки ее лучше нападать. Услышав об этом, датчане обрадовались и пришли к ним благодарить за то, что те, сжалившись, явились к ним на помощь.
После того много народу в замке было перебито балистами
или осадными машинами, а прочие стали тяжело болеть
и умирать. К тому же и подкопные работы приближались
уже к верхней части вала, так что осажденные боялись вот
вот провалиться вниз вместе е подрытым валом. Поэтому
в конце койцов они стали просить войско даровать им жизнь
и свободу. И сохранили им жизнь, замок подожгли, а всех
коней и быков, скот, имущество, деньги, одежцу и все,
что в замке было, тевтоны захватили и поровну разделили
с ливами и лэттами. Датчанам же вернули их людей и отпустили на свободу по деревням. Между тем тевтоны послали
некоторых из своего войска к другам трем меньшим замкам
по соседству, грозя войной, если там не сдадутся в их
руки. И сдались те три ближние замка в руки рижан, пославши им при этом походе подати и очень много
вайпы.(260)И возвратилось войско рижан в Гервен, а некоторые отправились грабить область. И вышли навстречу им гервенцы
и виронцы, прося о мире и обешая впредь не нарушать
таинств веры христианской. И возобновлен был мир с ними,
снова приняли их в дружбу, взяв заложников. Впоследствии же датчане сильно тревожили их, не раз начиная
войну за то, что те приняли от рижан мир и иго христианства.
И воротилось рижское войско с радостью в Ливонию,
славя Иисуса Христа, который всегда выводил их здравыми и невредимыми из всех походов, приводя домой.
В это время были в Риге послы королей русских,
(261) ожидавшие исхода дела. Они чрезвычайно удивлялись тому
что рижане никогда не возвравдаются назад с пустыми
руками, без победы, так же как стрела
Ионафана
никогда не летела обратно, щит его был всегда прям в бою, а меч
Саула
без успеха не возвращался; а между тем
большим и сильным войскам королей русских никогда не
удавалось взять и подчинить вере христианской хотя бы
один замок.
livonia@balticom.lv
|