Скачать
всю "Хронику" Генриха Латвийского в
*.doc-формате.
Двадцать
четвёртый год
епископства
Альберта
-
Татары
на Руси. [1222
год]
-
Поход
датчан на
Эзель. Соглашение
с ливонцами.
-
Взятие
эзельцами
датского
замка на
Эзеле.
-
Общее
восстание
эстов. [январь
1223 года]
-
Убийство
рыцарей
саккальцами.
-
Убийство
в Гервене.
-
Убийство
в Оденпэ.
-
Русские
занимают
Дорпат.
-
Обмен
саккальских
заложников
на пленных
рижан.
-
Осада
Ревеля
эстами.
-
Разорение
Унгавнии
лэттами.
-
Признание
рыцарями
владетельных
прав
епископов.
-
Осада
Феллина. Разорение
Саккалы.
[1222 год] Двадцать четвертая шла годовщина епископа делу,
Край же все не имел тишины, покоя и мира.
В тот год в земле вальвов
(248) язычников были татары.Вальвов некоторые называют партами. Они не едят хлеба,
а питаются сырым мясом своего скота. И бились с ними
татары, и победили их, и истребляли всех мечом, а иные
бежали к русским, прося помощи. И прошел по всей Руссии призыв биться с татарами, и выступили короли со всей
Руссии против татар, но нехватило у них сил для битвы
и бежали они пред врагами. И пал великий король
Мстислав из Киева (Mistoslawe de Kywa) с сорока тысячами
воинов, что были при нем. Другой же король,
Мстислав
галицкий (гех Galatie Mysteslawe), спасся бегством.(249) Из
остальных королей пало в этой битве около пятидесяти.
И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них
более ста тысяч человек (а точное число их знает один бог),
прочие же бежали. Тогда король смоленский (de
Smalenska), король полоцкий (de Polosceke) и некоторые другие русские короли отправили послов в Ригу просить
о мире. И возобновлен был мир, во всем такой же, какой
заключен был уже ранее.
Король датский, собрав большое войско, явился с графом
Альбертом
(250) на Эзель и стал строить каменный замок.
И вышли датчане биться с
эзельцами, и не могли справиться одни, но пришел на помощь им граф Альберт со
своими и обратил эзельцев в бегство; многие из них были
перебиты, а прочие бежали. Прибыл также достопочтенный
епископ рижский с магистром рыцарства, своими братьями,
иекоторыми ливами и другими, что посылались из Ливонии
к королю датскому на
Эзель. И рад был король прибытию
их и заговорил с ними о том дарении, по которому перешла
к нему Ливония. Но не согласились с ним они и возражали
все единодушно, как поручено им было всем населением
Ливонии; умоляли его отказаться от такого угнетения Ливонии и оставить свободу земле пресвятой девы. Поэтому,
посоветовавшись с разумнейшими из своих, король в конце
концов возвратил епископу в полное обладание Ливонию со всем, к ней относящимся. В Саккале же и в Унгавнии
королевские права он уступил братьям-рыцарям, а все
духовные права - епископу рижскому, с тем однако,
чтобы они всегда были верны ему и не отказывали его людям
в помощи против русских и против язычников.(251) И обещали они всегда верно помогать и ему и его людям, оставив, по просьбе короля, там же в новом замке
Теодериха,
брата епископа с некоторыми братьями-рыцарями. И возвратились они в Ливонию, а король, спешно закончив
замковую стену и оставив в замке людей, вернулся в
Данию.
Тогда эзельцы, собравшись со
всех деревень и областей, осадили этот
замок и послали к приморским
эстам сказать,
чтобы шли им на помощь. И пошли некоторые из них
в Варболэ и познакомились там с применением патерэлла,
то есть осадной машины, которому датчане научили варбольцев, как своих подданных. Возвратившись на Эзель,
они начали строить патерэллы и иные машины, уча тому же
других, и стали все у них строить себе машины. Затем,
явившись все вместе, с семнадцатью патерэллами, они пять
дней без перерыва метали массу больших камней, не давая
покоя бывшим в замке, а так как у тех не было ни домов,
ни друтих строений и не было никакого убежища в замке
еще недостроенном, то многие из осажденных пострадали.Немало и эзельцев пало ранеными из самострелов, но они
все же не прекратали осады замка. После многодневной;
битвы эзельцы сказали бывшим в замке: "Вы знаете, что
в этом замке вам никак нельзя спастись от наших непрерывных нападений. Послушайтесь нашего совета и
просьбы: заключите с нами мир, выходите из замка здравыми и невредимыми, а замок и нашу землю оставьте нам".
Те, вынужденные сражаться под открытым небом, не имея
домов и самого необходимого, приняли эти условия мира,
вышли из замка, взяв с собои на корабли
своё имущество, а замок и землю оставили эзельцам. Семь человек из датчан и
Теодерих, брат епископа рижского, были задержаны
эзельцами, как заложники, ради прочности мира, а остальные все возвратились к датчанам в Ревель.
Эзельцы разрушили замок по всей окружности стен,
не оставив камня на камне, и послали по
всей Эстонии весть о том, что взяли замок короля датского
и выгнали христиан из своих владений. Они по всем областям уговаривали
эстов сбросить с себя иго датчан и уничтожить в стране христианство, утверждали, что датский
замок взять легко, и учили людей строить осадные машины,
патерэллы и прочие военные орудия. И пришла беда
в страну.
Когда эзельцы привели таким образом к концу злоумышленный сговор свой с гарионцами против датчан и рода христианского, они все собрались вместе с приморскими эстами
в замке Варболэ, убили некоторых датчан и священников,
живших там с ними, и послали гонцов в Виронию, чтобы
и там поступали также. Виронцы же и гервенцы, люди
простодушные и более смирные, чем другие эсты, не решились на такое дело, а, собрав своих священников, отослали
их невредимыми в замок датчан.
Люди из Саккалы, жившие вместе с братьями-рыцарями
в замке Вилиендэ, не могли уж более скрывать свои коварные замыслы против этих братьев, взялись за мечи, копья
и щиты, сбежались, схватили некоторых из братьев, слуг
их, а также тевтонских купцов и перебили. Было воскресенье, в которое читается евангелие: "Когда вошел Иисус
в корабль, сделалось великое волнение в море"
[29 января 1223
года]; священник
Теодерих служил торжественную мессу, а прочие
братья были тут же в церкви, и настало действительно
великое волнение и смятение. Ибо, перебив всех братьев,
слуг и тевтонов, бывших вне замка, убийцы собрались
к церкви в замке, ища не молитвы, а кровопролития, не
таинства мессы, а
оскорбления мира христова, то есть неся
с собой жестокость
Каина. Они заняли и обступили вход
в церковь, окружили с оружием в руках безоружных
братьев, а чтобы легче вызвать их наружу, обещали мир,
коварно протянув руки. Первым, слишком доверившись
неверным, вышел к ним
Мавриций, бывший у них судьей;
на него тотчас бросились и убили. Тогда остальные, испуганные очевидной опасностью, приготовились к обороне,
но когда после долгого ожидания, насильники клятвенно обещали мир, братья по одиночке вышли к ним. Вероломные схватили их, тотчас связали по рукам и по ногам, захватили все имущество их, деньги, коней и поделили между
собой. Тела убитых бросили в поле на съедение собакам,
"оставив", как написано, "трупы рабов твоих
пищею птицам небесным, а тело святых твоих зверям земным, пролили
кровь их, как воду, и некому было хоронить". Некоторые из них отправились еще и
в другой замок, бывшиц у Палы, велели и там сделать
то же, а местного священника с другими убили по
дороге.(252)
После того эти же саккальцы пошли в Гервен, схватили
там Гебба, бывшего их судьей, отвели вместе с прочими датчанами в, свои замок и истязали его и других жестокими
пытками; растерзали им внутренности, вырвали сердце
из груди у еще живого Гебба, зажарили на огне и, разделив между собой, съели, чтобы стать сильными в борьбе
против христиан; тела убитых отдали на сьедение собакам
и птицам небесным.
Совершив столь нечестивое дело, старейшины Вилиендэ в тот же день послали в
Оденпэ совет, чтобы там поступили так же, а жителям
Дорпата, вместо известия, послали
окровавленные мечи, которыми убили тевтонов, их одежцу
и коней. Те все с радостью приняли эту весть, бросились на братьев-рыцарей и связали их, а
Иоанна, бывшего у них
судьей, и всех их слуг перебили. И из купцов истребили
острием меча весьма многих; прочие сначала было спаслись,
спрятавшись, но потом и их заключили в оковы. Все добро
братьев-рыцарей, других тевтонов и купцов они захватили
и разделили между собой, а тела убитых, да покоятся их
души в мире со Христом, бросили непогребенными на
поле.
Жил в то время в
Дорпате вместе с братьями-рыцарями
собрат их, священник
Гартвик. Его посадили на тучного
быка, так как и сам он был не менее тучен, вывели из замка
и стали решать жребием, кого богам угодно избрать
в жертву, священника или быка. И пал жребий на быка
и тотчас его убили, а священнику, следуя воле богов, сохранили жизнь, но нанесли большую рану, которая впрследствии была вылечена.
По всей
Эстонии и
Эзелю прошел тогда призыв на бой
с датчанами и тевтонами, и самое имя христианства было
изгнано из всех тех областей. Русских же и из Новгорода
и из Пскова эсты призвали себе на помощь, закрепили мир
с ними и разместили - некоторых в Дорпате, некоторых в Вилиендэ, а других в других замках, чтобы сражаться
против тевтонов, латинян и вообще христиан; разделили
с ними коней, деньги, все имущество братьев-рыцарей
и купцов и все, что захватили, а замки свои весьма сильно
укрепили, Выстроили по всем замкам патерэллы и, поделив
между собою много балист, захваченных у братьев-рыцарей,
учили друг друга пользоваться ими.
Жен своих, отпущенных было после принятия христианства, они вновь взяли к себе; тела своих покойников,
погребенные на кладбищах, вырыли из могил и сожгли
по старому языческому обычаю; мылись сами, мыли и выметали вениками замки, стараясь таким образом
совершенно уничтожить таинство крешения во всех своих
владениях.
И послали жигели Саккалы гонцов в Ригу сказать, что
они охотно возобновят мир, но веры христианской впредь
не примут никогда, пока останется в стране хоть годовалый
мальчик ростом в локоть.(253) Они просили вернуть их сыновей-заложников, обещая отдать за каждого по одному
человеку из братьев-рыцарей и купцов, какие были еще
в живых среди заключенньк у них. Так и было сделано.
В то время в доме у одного эста в Саккале жил христианин купец, и когда стали убивать всех бывших в стране
тевтонов, тот эст тоже напал на своего гостя и убил его.
После этого-жена убийцы родила сына, и на теле у мальчика оказались свежие раны по всем местам, куда отец
ранил безвинно убитого им, притом совершенно такие же,
как раны убитого. Впоследствии они зажили, но рубцы
видны и до сего дня. И дивились многие, кто видел, и рассказывали об этом, как свидетели кары божьей, а сам
убийца вскоре же погиб от руки христианского войска.
И начались вновь войны на всем
пространстве Эстонии.Эзельцы, и приморские и из Варболэ, вместе с гервенцами
и виронцами долго осаждали датчан в Ревеле, пока господь
наконец не освободил их: сильно утомленные долгой осадой тевтоны и датчане вышли из замка и напали на врагов,
и бог обратил эстов в бегство, и пали многие из них убитыми,
а прочие бежали. И захватили христиане их быков и коней
и большую добычу, славя господа, и на этот раз избавившего их от таких бедствий,
Когда лэтты увидели, какие злодейства замышляют эсты
против Ливонии, стали и они воевать с эстами.
Рамеко со
своими и Варигербэ с другими лэттами пошли в Унгавнию,
разграбили деревни, людей увели в плен или перебили
и взяли много добычи. По возвравдении их пошли другие
и нанесли такои же вред. Равным образом вслед за лэттами
и эсты явились в Лэттию и причинили там не меньше зла.После того отправились в Унгавнию и братья-рыцари,
разграбили и сожгли некоторые деревни, также сильно
повредив эстам. Вернувшись в Ригу, они призвали людей епископа и всех тевтонов помочь им против свирепости
эстов. Те однако в один голос ответали: "Если вы согласитесь отдать церкви пресвятой Марии и епископу рижскому их третью часть в Эстонии, епископу
Германну возвратите в полное обладание его треть, а сами удовлетворитесь своей третью, мы охотно поможем вам".(254)
И обещали те
немедленно отдать епископам в целости их доли. Поэтому
тотчас поднялись все люди церкви, созвали войско из;
своих ливов, из лэттов, вместе с рижанами и братьями-рыцарями, и двинулись в Саккалу.
С наступлением утра они появились близ замка Вилиендэ, и вышли оттуда эсты и бились с ними до третьего часа.Потом войско отступило, разделилось отрядами по всем
деревням, и стали они грабить область, забирая в плен;
и убивая, кого находили. После того, собравшись всем войском, пошли назад в Ливонию к замку, что у Палы,
и три дня сражались с эстами; другие же перешли Палу,
разграбили и выжгли всю область Нурмегундэ, перебили
там множество народу и, вернувшись к своим, вместе со
всем войском возвратились в Ливонию, а всех пленных
мужчин обезглавили, чтобы отомстить тем криводушным
и вероломным народам. Разделив добычу, славили того
кто благословен всегда.
livonia@balticom.lv
|