Скачать всю "Хронику" Генриха Латвийского в *.doc-формате. Начало книги четвертой об Эстонии
Когда уже вся Ливония и Лэтигаллия были окрещены,
старейшины лэттов,
Руссин из замка
Сотеклэ,
Варидот
из Аутинэ, Талибальд из
Беверина,
(75) а также
Бертольд,
брат-рыцарь из Вендена, послали гонцов к
эстам в Унгавнию требовать удовлетворения за все понесенные ими обиды.Ибо лэтты до принятия христианства были в унижении и
презрении, терпели много обид от ливов и эстов; тем более радовались они прибытию священников, считая, что крестившись все пользуются одинаковыми правами и тем же
миром. Эсты, не придавая значения словам гонцов, не дали
никакого удовлетворения, но вместе с ними направили
в Лэтигаллию своих гонцов. Братья-рыцари, уже жившие
в то время в Вендене, послали Бертольда, как первого из своих, на суд лэттов с эстами. Со стороны епископа прибыл
еще священник
Генрих
(76) и много лэттов. Стали рассуждать
о делах мира и справедливости, но послы эстов выразили
презрение к миру с лэттами, возвратить несправедливо
отнятое не пожелали и отказали лэттам во всем. Так и
разошлись без всякого мира, угрожая друг другу острыми
копьями. Между тем пришли из Готландии
некоторые купцы и тевтоны. Тут
Варидотэ с другими старейшинами
лэттов, собравшись, явились в Ригу и стали просить помощи против
несправедливости эстов. Рижане, вспомнив и
о собственных обидах и о бесчисленном множестве добра,
некогда отнятом у их купцов жителями Унгавнии, дали
согласие просившим и обещали войско, потому в особенности, что и их послы по поводу того же купеческого добра не раз
возвращались униженные и осмеянные жителями
Унгавнии, не желавшими отдать несправедливо отнятое.Итак, воззвав к помощи всемогущего бога и пресвятой
богородицы Марии, рижане, вместе с братьями-рыцарями,
братом епископа
Теодерихом, купцами и другими тевтонами, направились в Торейду, созвали по всей Ливонии
и Лэтигаллии большое и сильное войско, шли день и ночь
и прибыли в Унгавнию. Грабя деревни и убивая язычников,
они мстили огнем и мечом за свои обиды, наконец сошлись
у замка Оденпэ, что значит "Голова медведя",
(77) и зажгли замок. Затем три дня отдыхали, а на четвертый пошли
обратно в свою землю со скотом, пленными и всей своей
добычей. Лэтты вернулись в свою область, укрепили свои
замки и стали храбро готовиться к бою; все свое они свезли
в замки и ждали
эстонское войско, готовые к сопротивлению. Жители Унгавнии,
призвав на помощь людей из Саккалы,(78) внезапно вступили в землю лэттов в местности
Трикатуэ; одного лэтта, по имени
Вардекэ, сожгли живым, других взяли в плен, причинили лэттам много
вреда и, окружив замок
Беверин, целый день осаждали
бывших там лэттов.Лэтты же, выйдя из замка, смело
на врагов, пятерых из них убили, захватили их
коней и, вернувшись в замок к своему священнику, тогда
там бывшему, (76) вместе с ним все благодарили бога, зная,
что он сражался за них. Было это в воскресенье, когда поют "Радуйтесь", [18 декабря 1208 года] и все единодушно с радостью благословляли бога за то, что руками новообращенных господь послал такое возмездие на прочие языческие народы. Руссин же, вернувшись в замок Беверин, отверз уста свои и сказал так: "Дети детей моих будут рассказывать своим детям в третьем |