Содержание


191

«Осадили замок вендов» —Старый Венден (ср. Х.14). В ХII.6 рыцари уже, а в XIY.8 все eщe жили в этом старом городе вместе с вендами. Бертольд, повидимому, на месте нынешнего Вендена выстроил затем более значительный город, называемый в наших летописях «Пертуев», т. е. Бертольдов.

«Выйдя из своего замка» — разумеется новый Венден.

192

Автор Хроники, следовательно, участвовал в походе.

193

Ладизэ — ныне имение Laitz в нисском приходе. — Кульдалэ, вероятно то же, что встречающееся в актах Guldan, Kullеtendorp, Kullate и др.; в шведское время Gildendorf, к западу от Ревеля.

194

Анегальт — Ангальт, родовое поместье Альберта. Как герцог саксонский, он был преемником отца своего, Бернгарда.

Стотлэ — Stotel, к югу от нынешнего Бремерсгафена.

Бургграф, по предположению Грубера и Пабста — Ульрих, бургграф Веттина.

195

Николай — епископ шлезвигский в 1208(9)—1233 гг. «Третий епископ» — по датским сведениям это был Петр (Petrus Saxonis), епископ Рёскильдэ (Roeskildensis) в 1217—1223 гг.

*

Виццлав—в вариантах Witzlaus, Wenceslaus, Wenzeslaus.Это — Вицлав I, сын Яромара, владетеля Рюгеиа и части Померании, вассал Дании.

Об этом походе упоминают подробнее других из датских хроник Annales Ryenses — иод 1219 г.: "Король Вальдемар, собрав премного войска, с тысячей пятьюстами военными кораблями пришел в Эстонию и после многих сражений обратил всю ту землю к вере христовой, заставив подчиняться датчанам и поныне» (MGH, SS, XVI, стр. 406. Перев. наш). Вообще же датские источники не дают почти ничего нового об этом походе, сравнительно с Генрихом.

196

В отличие от его же описаний других "мученических" смертей, тут Генрих очень сух. Возможно, что упомянутое выше присоединение Теодериха к королю датскому, молча осуждаемое нашим автором, и является причиной такой сухости. Ср., впрочем, XXIII.11.

О смерти Теодсриха упоминают также Альберик под 1221 годом (Albcrici monachi Trium fontium chronic., MGH, SS, XXIII, стр. 912: "Теодeрик, епископ Эстонии, принял мученичество за Христа в Ливонии").

197

Petrus Olai передает легенду о чудодейственной молитве архиепископа Андрея во время этой битвы и об упавшем с неба знамени (vexillum daniciim — Dannebrog), по имени которого и назван основанный королем Вальдемаром II орден Даннеброга. На самом деле, знамя с белым крестом на красном поле было послано королю на этот поход папой. Thomas Bartholinus (De equestris ord. Danebrogici origine, стр. 7 и 8) так передает упомянутую легенду: "При первом столкновении, когда они сошлись в бою, знамя, за которым шли наши, было потеряно (либо из-за какого-то промаха знаменосца, либо по божьему изволению, чтобы тем очевиднее просияло могущество божьего величия), и люди собрались бежать. Так как позорно нападать и не добиться успеха, король Вальдемар снова начинает бой и возвращает обратно бегущих. Призвав имя божье, так как богу было посвящено оружие под королевским водительством, он надеется, что жребий войны будет ему благоприятнее. Эту попытку решительного и благочестивого короля небо поддержало божественным чудом: новое тканое знамя упало с неба; на красном поле у него сиял белый крест. Явившись перед бегущими, оно призвало датчан к жестокому бою и дало триумф над врагами не столько непобедимому королю, сколько Христу, господу небес». Перев. наш.

*

Весцелин был королевским капелланом; епископом ревельским он был по 1236 г.

198

Мезиотэ— ныне Mesoten, по латвийски Meschohtne — замок семигаллов на левом берегу курл. Аа, у пастората нынешнего имения Мезотен (выше Митавы, недалеко от Бауска).

199

Терветеиэ, в Рифмов. Хронике Terweten и Tarwetein; в актах Teruethene, Terevethene и т. д. Это — область семигаллов по реке, ныне именуемой Terwite (приток Аа курл.), по средней eе части, начиная несколько выше Гофцумбергэ и до Грюнгофа или несколько ниже его. Терветенэ в XIII в. охватывала, примерно, нынешние округа Гофцумбергэ и Грюнгоф, а центром ее был замок у Гофцумбергэ. Замковый холм теперь обыкновенно называется Zuckcrhut.

200

Ныне р. Мисса, приток Экау, впадающий в Аа.

Содержание


Made by Jurij Bikov

Hosted by uCoz